Затейливая вязь металлического кружева

0
594

Каждый вспомнит здесь известный на весь мир рисунок ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге – и каждый может попытаться его воссоздать для себя. Благо, в современных кузнечных мастерских клиентам предлагают в том числе и ковку по традиционным, историческим мотивам. Впрочем, это совсем не значит, что любители ультрамодных вариантов не смогут подобрать что-либо для себя: при желании дизайнер выполнит для вас авторский эскиз, в котором воплотит любой – даже самый смелый – замысел заказчика.

Но было бы не совсем верно сказать, что искусство ковки не претерпело никаких изменений со времен старинных умельцев. Конечно же, потоковое производство невозможно без внедрения современных технологий в той или иной мере – хотя кузнечный промысел недаром называют «последним живым ремеслом», в наименьшей степени использующим машинный труд или автоматику, а штучные, эксклюзивные работы по-прежнему исполняются почти на 100% вручную. Как же «плетутся» стальные кружева?

Как правило, для создания кованых изделий применяется низкоуглеродистая сталь (т.е. содержащая до 0,3% углерода) – ввиду оптимального сочетания прочности и пластичности этих марок. Из нее изготавливаются горячекатаные прутки с сечением разных размеров – заготовки будущих «вензелей». Иногда используют и готовые, штампованные заготовки, выполненные машинным способом – т.н. «декоративный металлопрокат». Но все-таки настоящая художественная ковка в большинстве технологических процессов – это ручная работа.

Вообще, в зависимости от методов производства, кованые изделия можно поделить на три категории. Мастера прошлого для соединения элементов ковки применяли множество заклепок – в этом случае не требуется дополнительная обработка швов, а результат выглядит более естественно. Но такой вариант довольно трудоемкий, и потребует гораздо больше временных (и, как следствие, финансовых!) затрат, чем допустимо для обычного, массового изделия. Однако эксклюзивные или авторские произведения до сих пор делаются именно так – «по-дедовски». И ковка, и сборка осуществляется только вручную: детали нагревают в горне, а потом «сплавляют» друг с другом ударами молота – это так называемая «кузнечная сварка». Стыки фиксируют хомутами и клепками. Аналогично происходит реставрация старинных изделий.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Причины возникновения дефектов лакокрасочного покрытия. Рекомендации по их устранению

Другой способ «сплетения» металлической вязи, являющийся самым экономичным – это сварка. Встречаются даже исключительно сварные конструкции – но увы, их вряд ли можно назвать имеющими отношение к художественной ковке. В строительстве же чаще всего применяют совмещенный, ковано-сварной метод. Элементы будущего кружева – металлические полосы или прутки – производятся традиционно, с помощью ковки. Но соединяют их между собой сваркой, после чего сварные швы маскируют хомутами или шлифуют до незаметности. Стоимость в этом случае будет много ниже, чем произведенного полностью вручную, а эстетическая ценность пострадает мало.

Обычно в одном изделии используются прутки различной толщины – для того, чтобы достичь объемного эффекта. В качестве несущей опоры или каркаса применяются столбики сечением порядка 40 мм2, или другая арматура – к примеру, прутки 10-12-16 мм2. Все зависит от узора и авторского замысла.

Как и вся металлическая продукция, художественная ковка нуждается в надежной защите от коррозии. К тому же нередко кованые изделия изготавливаются для эксплуатации на открытом воздухе – что требует особенно тщательных антикоррозионных мероприятий. Наиболее эффективна гальваническая оцинковка производственным «горячим» методом (иногда на черный металл таким же методом наносят покрытие из олова, алюминия или других «нержавеек»). Но этот вариант «бюджетным» не назовешь.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Нет стандартов в своем отечестве?

В небольших кузнечных мастерских чаще используют нанесение защитного слоя из растительных или животных жиров, а также нефтепродуктов. Однако данный способ не самый надежный и подходит больше для мелких изделий.

А наиболее популярным методом является окрашивание. Оно производится в несколько этапов: сначала собранную конструкцию очищают, затем покрывают грунтовкой (рекомендуется применять цинко- и фосфато- содержащие, более стойкие и эластичные). Затем – собственно окрашивание – кистью, порошковое или с помощью погружения в ёмкость с красящим составом. Далее для повышения эстетической ценности изделия его могут фактурировать или колорировать (например, «под бронзу»). Сегодня лакокрасочные материалы позволяют максимально имитировать практически любой эффект – благородной патины или вековой старины.

А уж как распорядиться возможностями современных технологий, зависит только от замысла дизайнера. Благо – ограничений здесь для художественной ковки практически не существует.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь