Обзор рынка керамической плитки и ее главные характеристики

0
741

Прежде всего плитка делится на типы, которые выбирает покупатель в зависимости от того, для каких целей он эту плитку покупает.

Фоновая плитка – основная плитка коллекции, занимающая при укладке большую часть пространства.

Декор – плитка с рисунком. Используется в качестве вставок, чтобы разбить большое пространство, выложенное фоновой плиткой.

Бордюр – неширокая керамическая полоска с рисунком. Чаще всего служит границей, отделяющей темную плитку от светлой.

Коллекция – комплект плитки. Может включать светлую и темную настенную плитку, напольную плитку, бордюры и декоры. В комплект могут входить все перечисленные элементы или некоторые из них. Коллекция имеет единый дизайн, но цветовая гамма может варьироваться.

Керамическая плитка классифицируется:

 Из какого сырья произведена (красная или белая глина).

 Какую основу имеет. (пористая или плотная)

 Какой вид покрытия имеет (глазурованная или не покрытая глазурью).

Плитка однократного обжига.

 Такая плитка после формования подсушивается. Затем на подсушенную плитку наносится глазурь и далее для обеспечения прочности плитки и хорошего прилипания к ней глазури она подвергается обжигу. Существует несколько видов плитки однократного обжига.

Слабо пористая плитка.

 Слабо пористая плитка используется для облицовки полов внутри и снаружи помещения. Характеризуется высокой стойкостью к механическому воздействию и морозу. В процессе обжига слабо пористая плитка подвергаются повышенной усадке, и продается  ссортированными по размерам партиями.

Высокопористая плитка.

 При изготовлении вносятся специальные добавки, уменьшающие усадку в процессе обжига. Для такой плитки возможна очень плотная укладка (с узким швом). Эта плитка имеет повышенную пористость, большее водопоглощение и низкую механическую прочность, поэтому пригодна только для облицовки стен.

Плитка из фарфоровой керамики.

 Плитка из фарфоровой керамики имеет несколько названий: керамический гранит, грес, колормасса. Свое название фарфоровая плитка получила из-за схожести состава глиняного теста с составом смеси фарфора. Исходными компонентами состава являются каолин, полевой шпат нескольких видов и кварц.

Плитка из фарфоровой керамики имеет очень плотную, почти стеклянную, поверхность, поэтому не подвергается глазурованию. С поверхности плитки легко удаляются практически любые пятна. Помимо этого плитка имеет очень высокую механическую прочность. Для получения различных оттенков и эстетических эффектов в массу смеси при изготовлении добавляют окрашивающие вещества, ими служат, как правило, окислы различных металлов.

Фарфоровая плитка главным образом используется для облицовки полов, подлежащих интенсивному износу и требующих повышенной стойкости к холоду и воздействию химических веществ.

Для повышения эстетической ценности фарфоровую плитку можно полировать, но при этом снижается ее прочность. В редких случаях фарфоровая плитка подвергается глазурованию и однократному обжигу.

Плитка, глазурованная под давлением.

 Глазуровка смеси под давлением производится одновременно с приготовлением самой смеси. Слой глазури подвергается прессованию вместе со смесью и далее обжигается.

Плитка, глазурованная под давлением имеет низкую пористость. Слой глазури более толстый, чем у других видов плитки, позволяет использовать ее для облицовки полов, подвергаемых высоким нагрузкам при интенсивном движении.

Плитка двукратного обжига.

 При применении двукратного обжига глазурь наносится на обожженные плитки, затем плитки подвергаются вторичному обжигу. Плитка имеет более высокую себестоимость по сравнению с плиткой однократного обжига. Но имеет более гладкую и блестящую поверхность, в этом ее технологическое преимущество. Она используется для облицовки стен и пола. При обработке плитки однократным обжигом, в процессе обжига через глазурь проходит газ, образующийся в толще глины при спекании. Он оставляет на блестящей поверхности плитки мелкие следы в форме мелких бугорков, трещин. При обработке плитки двукратным обжигом таких дефектов на глазурованной поверхности не возникает. Недостатком плитки двукратного обжига является невозможность изготовления малопористых изделий, поскольку невозможна глазуровка обожженной низкопористой плитки.

Клинкерная плитка.

 Клинкерная плитка изготавливается из неоднородных видов глины с добавлением окислов-красителей, флюсов и шамота. Шамотом называется глина, обожженная до потери пластичности.

При формовке изделие подвергается или не подвергается глазурованию. Возможно применение способа однократного обжига. В готовом виде эта плитка имеет низкую пористость, высокую механическую прочность и стойкость к истиранию и воздействию химических веществ.

Эту плитку укладывают с широким швом, так как при обжиге плитки происходит сильная усадка, и, как следствие, плитки имеют неровную кромку.

Плитка типа СОТТО.

 Плитка типа СОТТО, как правило, не подвергается глазуровке и используется для облицовки полов. При этом получается поверхность с рельефной кладкой (рустованная поверхность).

Плитка типа СОТТО изготавливается путем экструдирования смеси из разных видов природной глины без особого сортирования и смешивания. Используется эта плитка с давних времен и пользуется широким распространением при строительстве современных зданий.

 

Отечественная плитка

Для начала давайте вспомним, как обстояли дела с нашей советской плиткой лет тридцать-сорок назад. Вся одинаковая, размером строго 15 х 15 см, кривоватая, однотонная, мутновато-белого или грустно-голубого цвета. Увы, гордиться было особо нечем. Впрочем, всему этому есть объяснение.

В то время ежегодно строились сотни пятиэтажек. Новоселы въезжали в новые квартиры из бараков и подвалов. Красота отделочных материалов в такой ситуации, естественно, никого не волновала. А российские заводы тем временем штамповали однотипные керамические квадратики: строительной отрасли требовались миллионы квадратных метров плитки для только что построенных домов, школ, поликлиник, станций метро. Слово «дизайн» в то время мало что говорило непосвященным. Мнение потребителей и подавно никого не интересовало. Тем более что вся плитка, которая поступала в продажу, и так продавалась подчистую, вместе с боем и браком.

Но времена меняются. Сегодня уже смело можно сказать, что советский этап производства керамической плитки в России закончился.

А между тем в Европе, особенно в Италии, керамическая промышленность развивалась бурными темпами. Сотни керамических фабрик на маленьком пятачке Сассуоло, бешеная конкуренция, постоянное совершенствование технологии… Результат – итальянская керамическая плитка теперь известна во всем мире. Да и не только итальянская… Продукция многих западных производителей бурным разноцветным потоком хлынула на наш рынок. Но сейчас речь не об этом. Давайте поездим по нашим, российским, заводам и посмотрим, что они могут предложить покупателям.

Новейшая история

Сегодня российских производителей керамической плитки можно разделить на три группы.

Первая группа: заводы, которые работают по старинке. Руководство не имеет возможности, а иногда и не видит необходимости в модернизации производства. Выпускают дешевую плитку скучного дизайна и низкого качества. Основной потребитель – малобюджетное строительство.

Вторая группа: заводы, частично или полностью обновившие оборудование. Производят дешевую плитку среднего качества. На этих заводах стоят импортные линии, но часто нет полного ассортимента (например, могут выпускать только фоновую плитку без бордюров и декоров или не выпускают напольную). Работают чаще всего на отечественном сырье. Как правило, плитка имеет небогатую цветовую гамму и простенький дизайн, бывает, что из нее трудно сформировать единую коллекцию. К этой группе можно отнести завод «Катуар» в Подмосковье, Экспериментально-керамический завод в Подрезково, заводы в Екатеринбурге и Старом Осколе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Советы и рекомендации профессионалов по выбору плитки

Третья группа: заводы, полностью работающие на современном оборудовании и имеющие полный цикл производства. Дизайн закупают в Италии или Испании, иногда там же приобретают красители. Плитка недорогая, хорошего качества, конкурентоспособная и практически ничем не отличается от итальянской.

Во всех магазинах, куда я обращалась, интересуясь хорошей отечественной плиткой, мне называли только дедовскую и орловскую. И добавляли: «Сначала мы возили плитку и других заводов, но потом отказались – не устроило качество». Возможно, кроме плитки «Керама» орловского завода «Велор» и дедовского «Сокол» к третьей группе можно отнести и других производителей, но мне о них, увы, ничего не известно. Может быть, они работают в удаленных регионах и их плитка просто «не доезжает» до столичного рынка? Вполне возможно.

Керамическая плитка «Керама», завод «Велор», город Орел

Завод основан в 1988 году как совместное российско-итальянское предприятие. Это производство полного цикла.

Продукция завода адресована людям с устоявшимися вкусами, предпочитающим классический дизайн, а точнее – плитку «под камень». Все дизайны заказываются в одной из лучших дизайнерских студий Италии с учетом вкусов российских покупателей.

В коллекции завода, кроме напольной, темной и светлой настенной плитки, входят декор и несколько вариантов бордюров.

«Керама» имеет сеть филиалов в 12 городах России.

Керамическая плитка «Сокол», город Дедовск

Подмосковный завод «Сокол» известен в первую очередь напольной плиткой. Такая специализация была выбрана не случайно. Раньше наша керамическая промышленность выпускала только один вид напольной плитки – так называемую метлахскую – коричневые квадратики или шестиугольники. Других вариантов напольной плитки просто не существовало. А если на пол в многолюдных местах укладывали обычную глазурованную плитку, очень скоро глазурь стиралась вместе с рисунком. Поэтому остро назрела необходимость в производстве специальной напольной плитки.

И вот в 1995 году на заводе установили современное оборудование, в том числе и печи, позволяющие проводить высокотемпературный обжиг. Только в таких печах можно получить очень прочную напольную плитку. Сейчас некоторые виды напольной плитки выпускаются с набором бордюров.

В начале этого года на заводе была введена в строй линия по выпуску настенной плитки, из которой уже сегодня можно формировать коллекции. Для настенной плитки завод выпускает большое количество разнообразных бордюров. Дизайны привозятся из Испании, в них вносят изменения в соответствии со вкусами нашего потребителя.

На заводе работает творческая мастерская, художники которой делают плитку на заказ. Именно такой плиткой облицованы фасады гостиниц «Марриотт Грандъ Отель», «Аврора-Люкс» и «Тверская», здание Тюменской Нефтяной Компании.

Красивая

Мы спросили у специалистов-плиточников, что они вкладывают в понятие «красота». По их единому мнению, это: точный размер плитки, качество рисунка, дизайн, наличие декоров.

Размер. Думаю, плитка размером 15 х 15 см еще долго будет вызывать у нас «аллергию», причем независимо от того, отечественная она или импортная. Поэтому сегодня большинство покупателей отдают предпочтение прямоугольной, а не квадратной плитке. Это понимают практически все производители и стараются выпускать настенную плитку размером 33 х 20 см, 20 х 30 см и т. п.

Рисунок. Рисунок на плитке может быть каким угодно – это дело вкуса. Но есть один безусловный критерий качества плитки: чем меньше на ней точек, видимых невооруженным глазом, тем она лучше. Откуда берутся точки? Точечный рисунок – результат нанесения узора на плитку методом шелкографии. Шелкография – способ трафаретной печати, а само слово переводится на русский язык как «рисую через шелк». В качестве трафарета используются капроновые сетки, натянутые на рамы. На сетку наносят слой фотоэмульсии, кладут негатив и засвечивают.

Чем крупнее ячейки капроновой сетки, тем крупнее «зерна» рисунка. Раньше использовались крупноячеистые сетки: не было красителей тонкого помола, и сетка с мелкими ячейками моментально забивалась бы. Сейчас применяются красители тонкого помола и современные (обычно импортные) сетки с мелкими ячейками. Сетки размером в десятые доли миллиметра используются для производства напольной плитки, когда нужно нанести толстый слой красителя. А сетки в сотые доли служат для нанесения золота на декоры и бордюры.

Дизайн. Чтобы опровергнуть заблуждение о немодных и унылых рисунках нашей плитки, сообщаю: все рисунки (иначе их называют дизайны) наши передовые заводы закупают сегодня на фабриках Италии и Испании.

Кстати, в этих странах керамическое производство имеет определенную специализацию. Например, есть фабрики, которые занимаются только бордюрами, причем делают даже не сами бордюры, а только наносят рисунок на керамические заготовки. Есть фабрики, которые не занимаются непосредственно производством плитки, а только разрабатывают дизайн и продают его производителям. К слову, дизайны именно этих фабрик покупают испанские, итальянские и наши керамисты. Вот почему ошибаются те, кто считает, что дизайн нашей плитки уступает итальянскому.

Декоративные элементы. Приведу такое сравнение: помните, как иной раз обычная, невыразительная ткань в руках умелого портного превращается в элегантный стильный костюм? То же самое можно сказать и о керамической плитке. Правильно подобранный бордюр в сочетании с декоративной вставкой – и стена преобразилась.

Чаще всего именно этих декоративных элементов нам раньше и не хватало. Но и бордюр бордюру рознь. Можно сделать его, просто нашлепав рисунок, а можно создать рельефный объемный узор с люстром (переводится с французского как «блеск») или золотом.

Так вот, именно такие бордюры делают на заводах третьей группы. На бордюр насыпают граниль – стеклянную крошку, похожую на сахарный песок, отправляют в печь, и получается выпуклый, объемный рисунок. Для нанесения золотого рисунка используется специальная краска, в которой на самом деле есть доля настоящего золота, а люстр придает поверхности перламутровый или металлический отблеск.

Ровная

«Кривая, углы неровные, размеры плавают», – именно такие нелестные отзывы об отечественной плитке звучали чаще всего. Говоря профессиональным языком, у нашей отечественной плитки была «не выдержана геометрия».

Откуда берется разница в размере? В процессе производства после высыхания глиняной основы влага испарилась, и плитка «усохла». На старом производстве плитка въезжала в обжиговую печь на металлической сетке конвейера. При высоких температурах сетка прогибалась, и плитка деформировалась. В современных печах плитка катится по роликам. Это позволяет повысить температуру обжига до 1150°С (вместо 950°С) и получить более прочную плитку. Поэтому если у современной плитки и бывают отклонения в размерах, то незначительные.

Кстати, обожженное изделие отличается по объему от полусухого фабриката на несколько процентов. Сейчас на заводах этот процесс контролирует автоматика, которая строго «следит» за соотношением компонентов исходной смеси.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Какие применить материалы для создания садовой дорожки

Вот, пожалуй, и все аргументы. Но если честно, точное соблюдение размеров плитки – проблема международная. Ведь в основе производства плитки лежат три трудноуправляемые стихии: земля, вода и огонь, а человек здесь – только участник процесса. Есть, например, фабрики, где калибруют готовую плитку на токарном станке (то есть просто подрезают) или сразу бракуют плитку с отклонениями в размерах. Но цена такой продукции будет сильно выше. Впрочем, отклонения от обозначенного калибра на пару миллиметров может легко исправить хороший мастер. Причем, повторюсь, это касается и нашей, и импортной плитки.

Поэтому, поверьте, не стоит обольщаться, думая, что абсолютно вся без разбора итальянская и испанская плитка – только высокого качества. Здесь, как и в любом деле, есть свои отличники, хорошисты и двоечники. Сложно поверить, что буквально все 300 итальянских и 200 испанских фабрик выпускают одинаково высококлассную плитку. Как мне рассказали наши технические эксперты, и на западном производстве, увы, не все гладко. Кто-то не прочь подмешать в сырье что-нибудь «похуже», чтобы снизить себестоимость продукции. Кто-то уменьшает толщину плитки, увеличивая тем самым прибыль. И купив итальянскую плитку неизвестного производителя, никогда не узнаешь, что там с ней на заводе делали. Вот почему мы не устаем повторять: доверяйте лишь известным производителям. И не только зарубежным.

Тем более что наши – вот они, рядом. Стараются, работают, зарабатывают себе честное имя. И дорожат мнением своих покупателей, то есть нашим с вами.

Технические характеристики плитки

Самая важная характеристика для напольной плитки – износостойкость, то есть способность «сопротивляться» износу. Вся плитка по износостойкости делится на пять групп (европейское обозначение – PEI). Плитку группы PEI-I рекомендуют использовать только для стен, PEI-II и PEI-III – для пола в ванных комнатах. Для пола в остальных жилых помещениях (и в общественных местах) нужна плитка группы PEI-IV. Плитка пятой группы может использоваться там, где ходит много народа, например, в аэропортах и супермаркетах.

Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну положить настенную плитку на пол. Через некоторое время на ней появятся царапины, в глазури протрутся дорожки, и она «протопчется» до глиняной основы. Такую грустную картину можно иногда увидеть на полу в наших магазинах – дорожки кирпичного цвета на белой плитке.

Водопоглощение и морозостойкость плитки зависят от так называемой пористости. Водопоглощение имеет значение, если вы решили облицовывать плиткой бассейн. Для этой цели используется специальная плитка с водопоглощением не больше 3%. Для облицовки ванных комнат процент водопоглощения не учитывается, поскольку почти вся выпускаемая плитка соответствует необходимым требованиям.

Морозостойкость плитки важна только в том случае, если плитку будут укладывать под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, где температура воздуха может опускаться ниже нуля.

Калибр плитки, то есть ее фактический размер, иногда может отличаться от стандарта

на несколько миллиметров и даже сантиметров.

Тон плитки – небольшое отклонение от объявленного цвета, обозначается цифрой или буквой. Поэтому, покупая плитку, обязательно проверьте, чтобы вся партия имела единый калибр и тон. Причем если вам понадобится докупать плитку, без этих цифр не обойтись – они должны совпадать с теми, которые были указаны на «первоначальной» партии.

Цена плитки

Сколько стоит плитка итальянского дизайна, сделанная на итальянском оборудовании, произведенная в России? И чем она будет отличаться от «родной» итальянской? Только ценой.

Разброс розничных цен примерно такой. Отечественная плитка у производителей первой группы стоит от 80 до 120 руб./кв.м, у производителей второй группы – от 110 до 160 руб./кв.м, у производителей третьей группы (о которой мы, собственно, и ведем речь) – от 200 до 280 руб./кв.м.

Для сравнения: турецкая и чешская плитка продается по цене от 300 до 500 руб./кв.м, итальянская и испанская – от 500 – 600 руб./кв.м и выше.

Применение.

Ванная комната.

 В связи с тем, что пол и стены ванной комнаты контактируют с химическими реагентами, оставляющими пятна. Это средства личной гигиены, косметика, моющие и чистящие средства. Поэтому в ванной комнате следует применять плитки с повышенной сопротивляемостью химическим веществам.

Кухня.

Для облицовки стен на кухне можно использовать плитку с невысокой прочностью, так как поверхность стен кухни мало подвергается механическим нагрузкам. Плитка должна быть стойкой к химическим веществам и иметь гладкую поверхность, так как продукты питания, масла и моющие средства оказывают на плитку повышенное химическое воздействие. Для пола на кухне рекомендуется использовать плитку с особо высокими прочностными механическими и химическими характеристиками, с низкой пористостью и истираемостью 3 группы.

Вестибюли и коридоры в жилом доме.

 Для облицовки прихожих и коридоров в жилых помещениях рекомендуется применять плитку третьей и четвертой группы истираемости. Непосредственно при входе в помещение следует использовать неглазурованную керамическую плитку, керамический гранит или натуральный камень. Помимо этого для облицовки пола Прихожих и коридоров следует использовать плитку с повышенными поверхностными характеристиками как твердость, стойкость к загрязнителям, химическим воздействиям, простота чистки. Необходимо учесть возможные последствия других параметров таких, как цвет, «хроматическая структура» или блеск. С износом плитки повышается ее способность загрязняться, потому что истончается или истирается верхний самый гладкий глазурованный или остеклованный слой поверхности и открывается более пористая поверхность самой плитки. Грязь бросается в глаза на светлых и однотонных поверхностях, но менее заметна на темных или зернистых поверхностях; на блестящих поверхностях хорошо видны царапины и т. д.

Эксплуатация и уход.

При уходе за керамической плиткой важно соблюдать следующие рекомендации.

 При чистке обычной керамической плитки следует применять моющие средства, предназначенные для этих целей. Не следует применять агресивные и сильнодействующие моющие средства на кислотной основе. Керамическую плитку эти препараты разрушить не могут, но цементную основу швов они могут повредить. Отличной сопротивляемостью химическим воздействиям обладают лишь швы, выполненные эпоксидными материалами (герметиками).

 Полы из керамической плитки не должны подвергаться сильному механическому воздействию.

Глазурованная керамическая плитка отлично моется мыльной эмульсией, совсем необязательно прибегать к применению чистящих порошков и паст.

 Неглазурованную керамическую плитку можно покрывать специальной жидкостью, которая предохраняет поверхность плитки от возникновения на ней пятен.

 Отвалившиеся от поверхности стены плитки можно приклеить на место. Обратную сторону плитки очищают от плохо закрепленных частиц, ранее использованного раствора, затем плитку приклеивают к поверхности клеем. Швы вокруг плитки затирают затирочной смесью.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь