Наверняка, мы не раз в своей жизни слышали это слово и можем себе представить, что такое витраж. Вообще, под витражами можно понимать весьма широкий спектр декоративно-художественных приемов, используемых при работе со стеклом. Неповторимые художественные достоинства этого материала и физические свойства стекла предполагают различные способы его обработки, которые можно использовать по отдельности или в сочетании друг с другом.
Давайте перечислим основные виды витражных техник, используемые в современных интерьерах сегодня:
Классический паечный витраж – классическая техника витража, пришедшая к нам из глубины веков, послужившая основой для прочих витражных техник. Данный витраж собирается из различных элементов (кусочков стекол) в специальную свинцовую оправу-каркас, а затем запаивается на стыках.
Во второй половине XIX-го века классическую технику паечного витража значительно обогатил американский мастер Льюис Комфорт Тиффани, предложив использовать вместо массивных свинцовых переплетов более тонкую медную оплетку, спаянную оловом. Данная техника получила имя создателя – техника Тиффани.
Для классического варианта витража используют готовые цветные стекла, хотя также могут быть использованы и стекла, расписанные специальной краской из легкоплавкого стекла и оксидов металлов, подвергнутых затем высокотемпературному обжигу. При такой обработке краска «вплавляется» в стекло, в конечном счете, создавая с ним единое целое.
В отличие от классического, расписной витраж практически весь состоит из подобных расписанных стекол, вне зависимости, где выполняется роспись – на цельном стекле или на сборном панно. Как правило, техника расписного витража редко используется в чистом виде, и идет всегда сочетается с другими витражными техниками.
Наборный витраж – простейший вид витража создается из отдельных кусочков стекол различной формы и цвета на некой основе, базовой опорной поверхности (прозрачной или непрозрачной). Можно также назвать данный витраж мозаичным, ввиду схожести этих техник. Как правило, в наборном витраже не используется роспись.
Частный случай наборного витража – мозаичный витраж в чистом виде имеет, как правило, геометрический орнаментальный рисунок, собранный из относительно равных по размеру и форме стеклянных элементов, за что и получил свое название.
Матированный витраж может использоваться как самостоятельный элемент декора цельного стекла, так и в качестве элемента более сложных наборных витражей. Как правило, матирование стекла образует художественный рисунок, хотя также используется и полноформатное матирование всей поверхности декоративного элемента.
Матирование может достигаться несколькими способами, основными из которых являются струйная обработка, травление и окрашивание. Последний способ больше подходит для матирования «в массе». Травление и струйная обработка отвечают за более тонкие художественные работы – создание орнаментов и рисунков на контрасте матового и прозрачного участков стекла с использованием специальных трафаретов.
Результат травления и струйной (пескоструйной) обработки стекла получается практически одинаков, хотя технология матирования у них принципиально отличается: первый путем химического травления, второй – путем подачи под давлением на поверхность стекла струи мелкодисперсного абразива (корундовой песчаной крошки).
Интересного эффекта трехмерности можно достичь с использованием техники пошагового многослойного матирования, когда отдельные участки стекла подвергаются неоднократному или более интенсивному воздействию реагентов либо, наоборот, нанесения на стекло нескольких декоративных элементов или слоев (фрагментов стекла, лака, красок).
Фьюзинг или спечной витраж представляет собой технику высокотемпературной обработки (спекания) различных деталей из стекла и других материалов, за счет чего можно получить очень интересные визуальные эффекты игры формы, цвета и неравномерной выпукло-вогнутой поверхности.
В последнее время именно фьюзинг, наряду с пескоструйной обработкой, чаще всего используется дизайнерами как модный и, главное, самый доступный декоративный элемент интерьера с использованием стекла: вставки в межкомнатные двери, столешницы и рабочие зоны из стекла, двери шкафов-купе…
Современные тенденции витражного мастерства заключаются в использовании сразу нескольких техник в одном изделии при сохранении единой стилистической и композиционной составляющей. Данную технику можно также выделить в отдельный, хоть и очень условный вид – комбинированный витраж. Фантазия дизайнеров, в данном случае, практически ничем не ограничивается, поскольку простирается от классики до модной ныне эклектики то есть, «мастерстве сочетания не сочитаемого».
Наряду с перечисленными видами витражных техник, существует целый ряд дополнительных декоративных приемов, которые используются вместе с основными, в качестве некого десерта, «изюминки» к главному блюду – уникальному и неповторимому художественному витражу. О таких элементах как фацет, кабошон, шебеке, эрклез и другие, вы еще сможете узнать на страницах нашего сайта.
Наша художественная мастерская и ее мастера владеют многими из перечисленных витражных техник, в чем вы сможете убедиться, обратившись к нам.
© Художественная мастерская «Мастер-Мозаик»