Среди многообразия промышленных групп механизмов для подъема тяжелых грузов отдельной группой выделены тали. Грузоподъемность их колеблется в пределах 10-12 тонн, но при этом они очень компактные. Место их применения также может быть самым разным, как и высота груза. Поднимать груз высотой от трех до двадцати четырех метров можно с одинаковым удобством как в сборочном цехе на производстве, так и в траншее на стройке.
Уже по такому определению талей можно судить об их многопрофильности, что очень выгодно для производств, ведь не приходится привлекать к работе механизмы различной грузоподъемности. Широкомасштабные стройки по всей стране, монтажные компании, склады и ремонтные мастерские активно используют тали как ручные, так и электрические (их еще называют тельферы).
Промышленное производство в большинстве пользуется талями с электрическим приводом. Они дают возможность ускорить производственные процессы благодаря более высокой скорости подъема груза, чем ручные. Но не только это относится к преимуществам тельферов, стоит отметить также их высокую эффективность и продолжительный срок службы. Но не может у механизмов, причем самых различных, быть только положительные стороны, хочешь-не хочешь, а недостатки также есть.
Даже без подробных объяснений каждому понятно, что такая грузоподъемность требует больших габаритов механизма и большое потребление электроэнергии. Гораздо более высокие требования предъявляются и к надежности установки, в отличие от ручных талей. Установить тали электрические довольно трудно и для этого необходим профессионализм исполнителей — их редко монтируют на временных площадках, обычно подвешивают на кран или в цеху на длительное время. Повышенная надежность талей электрических гарантированно влечет за собой и более высокую стоимость, чем ручных. Но это плата, можно сказать, за высокую производительность грузоподъемного механизма.
Ручные тали рычажного типа более просты и в устройстве, и в способах установки. Не страшно, что поднимать грузы ими приходится на порядок дольше, чем тельферами, зато местом для их установки может служить что угодно, даже самая обычная балка, правда, надежно закрепленная. В качестве тягового элемента здесь служат сварные или пластинчатые цепи, надежно огибающие цепные блоки, для того чтобы можно было сделать вес талей гораздо меньшим и устранить надобность применения барабана. Такое устройство делает механизм более компактным.
Промышленное производство может использовать ручные тали, передвигающиеся монорельсовыми путями, для чего обязательно применяются передвижные кошки, с которыми работа движется гораздо быстрее и расширяется сфера применения. Тали даже могут не иметь привода, если груз весит меньше одной тонны и высота его подъема тоже небольшая. Тогда рабочие могут просто, подвесив груз на тали, толкать его в нужном направлении вручную.
Именно ручное управление талями объединяет все ручные механизмы, но и их можно разделить на условные группы: шестеренные, рычажные и червячные. Две последних группы пользуются среди потребителей наибольшим спросом. К балке таль червячная подвешивается обычно крючком, но иногда может подвешиваться на подвижной кошке, установленной на балке. Груз тоже крепится на крюк. После этого приводной блок, начиная движение, заставляет двигаться и червяк с колесом, от которого движение передается на звездочку. Аналогичным образом может перемещаться по балке и таль цепная рычажная — с помощью подвижного механизма (кошки) может превращаться из стационарной в передвижную.
Рычажные тали пользуются не меньшей популярностью. Они в применении универсальны, но простота их крепления и использования наложили свой отпечаток в виде некоторой особенности. Малая амплитуда рычага делает возможным их использование только в пространстве с ограниченной площадью. Примером может служить траншея или колодец на строительной площадке. Поэтому маленькие скорость подъема и грузоподъемность можно не считать недостатками.
Конечно, спорить никто не будет, когда нужно поднять тяжелые грузы ручные тали не подойдут, и придется применять только электрические. Управление ими гораздо легче в сравнении с ручными талями, потому что особой физической силы для удерживания пульта и нажатия кнопок не требуется. Среди самых разнообразных моделей тельферов особенно популярны модели болгарского производства, но и отечественные не уступают им в спросе.
Устройство тельферов не так сложно, как может показаться сначала. Электродвигатель заставляет посредством редуктора вращаться барабан, на который наматывается цепь или канат, смотря, что используется. На редукторе есть грузоупорный тормоз, а вал имеет тормоз дисковый электромагнитный. Иногда вместо пульта управления можно использовать радиоуправление, особенно когда тельфер работает в составе козлового или мостового крана, которые являются устройствами намного сложнее талей.
И раз уже завели разговор о болгарских тельферах, можно отметить самые основные их преимущества. Самое главное в талях болгарского производства — их высокая надежность, обеспечивающая прекрасную репутацию механизмов. Но, скорее всего, такая повышенная их популярность просто вошла в привычку у наших соотечественников, потому что и грузоподъемные механизмы отечественного производства уже давно догнали болгар по качеству.
Сегодня и другое зарубежное оборудование, к примеру тали ручные цепные стоят на одной ступени с отечественными моделями. Очень часто даже родные тали доступнее зарубежных именно из-за стоимости, ведь отечественные производятся, как говорится, на месте и для их доставки не нужно пересекать границу, платя лишние деньги только за это. К тому же зарубежные механизмы предполагают долгосрочное использование для того чтобы можно было окупить вложенные средства, что не выгодно для большинства предприятий