Какой начальник не мечтает о том, чтобы его подчиненные работали максимально плодотворно и успешно, в полной мере реализуя свой потенциал?
Однако при этом многие забывают, что для достижения таких результатов необходимо, в первую очередь, обеспечить элементарные условия для работы сотрудников, создать физически и психологически комфортное пространство в офисе. Организовать такое идеальное рабочее пространство невозможно без знания об одном из главных качеств офисной мебели — ее эргономичности.
Сегодня это слово стало неотъемлемой характеристикой любой качественной мебели. Мы все чаще слышим: <изделие удовлетворяет эргономическим требованиям>, <мебель эргономична>: Что же значит это понятие, и почему теме эргономики уделяется сегодня максимальное внимание?
Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — это наука, комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия. Главная цель этой науки, в основу которой легли многие дисциплины, — обеспечение эффективности, безопасности и комфортности рабочего процесса. То есть создание таких условий работы, которые способствуют снижению утомляемости человека и сохранению его здоровья. Вполне объяснимо, что одним из главных объектов изучения эргономики стала офисная мебель.
Думаем, ни у кого не возникнет вопроса, почему так важно заботиться об удобстве офисной обстановки. Начнем с того, что это удобство оказывает решающее влияние на работоспособность любого коллектива. Если человек в течение рабочего дня не успевает выполнить все намеченное, это не всегда означает, что он плохой работник: причиной тому может стать неудобное рабочее место, которое вызывает у него быстрое утомление, а также вынуждает тратить время и энергию на лишние действия. Общеизвестно, что состояние нашего здоровья также напрямую зависит от грамотного обустройства офиса. Проблемы со зрением, головные боли, нарушения опорно-двигательной системы, болезни сосудов и многое другое — нет ни одной системы организма, которая не страдала бы от неудобной мебели или неправильного ее расположения. А между тем, чтобы не чувствовать себя каждый день усталыми и беззащитными перед наступающими недомоганиями, достаточно лишь знать главные принципы эргономичного офиса. Рецепт его создания включает в себя несколько составляющих. Во-первых, организация рабочего пространства должна соответствовать профилю фирмы: понятно, что для адвокатов неприемлемо вести доверительные беседы с клиентами в общей комнате, в то время как менеджеров по продаже не нужно рассаживать по отдельным кабинетам. Однако простым делением пространства тут не ограничиться. Огромную роль в создании комфортного рабочего пространства играет подбор мебели, отвечающей главным требованиям эргономики. Именно поэтому о них стоит поговорить подробнее.
К параметрам эргономической безопасности, которая частично закладывается при проектировке мебели, относятся плавные углы, правильные габариты изделия, его прочность, простота в обращении. Другие параметры закладываются уже непосредственно при ее создании — такие, как качество сборки и использование экологически чистых материалов. Остальное зависит от грамотного расположения мебели в интерьере офиса.
Очень важно, чтобы рабочее пространство могло комплектоваться с учетом индивидуальных потребностей работника. Эту задачу без труда решит мобильная мебель, которая может легко трансформироваться в зависимости от представления того или иного человека об идеальном рабочем месте. Наиболее удачным специалисты считают расположение мебели по принципу <все под рукой>: когда необходимые для ежедневной работы полки, тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет исключить ненужные затраты энергии и направить все силы на выполнение своих непосредственных обязанностей. Доказано, что благодаря соблюдению норм эргономики экономится около 30% рабочего времени. Нет необходимости объяснять, что экономическая выгода от этого может составить весьма внушительные суммы.
Часто при выборе будущей обстановки клиент уделяет основное внимание крупным предметам мебели, таким, как шкафы и стеллажи: считается, что они в первую очередь обращают на себя внимание и поэтому более значимы для имиджа офиса. А кресла и стулья, от которых больше всего зависит удобство работы, выбираются по остаточному принципу. Это большая ошибка. Ученые подсчитали, что от 75 до 95% времени на работе мы проводим сидя. А ведь непрерывное сидение уже само по себе наносит большой вред организму и утомляет тело значительно сильнее, чем напряженный физический труд. Когда речь идет об эргокресле (как операторском, так и директорском), то оно, кроме пассивной эргономики — удобно сидеть неподвижно, — должно обладать еще и активной эргономикой. Это значит, что человек, сидящий на нем, имеет возможность во время работы менять положение тела и не испытывать при этом неудобства, что улучшает кровообращение и препятствует односторонней нагрузке мышц. Соответственно, требования к прочности конструкции, устойчивости к динамичным нагрузкам увеличиваются в несколько раз.
Выбор стола как основного предмета обстановки — также ответственная задача. С каждым днем увеличивается количество операций, производимых одним человеком: работа за компьютером, оформление бумажных документов, ведение переговоров. Соответственно, требуется просторная рабочая поверхность. Это главное условие, так как, если вам еле хватает места для размещения монитора компьютера, ни о какой эргономике уже речи быть не может. Высота стола должна быть примерно на уровне середины живота работника (при его прямой посадке), а его глубина должна позволять полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору. Также наибольшей популярностью пользуются письменные столы с дополнительным закругленным сегментом. Что касается конфигурации, то эргономичные столы напоминают по своей конструкции паззлы — так называемые модульные столы, которые при необходимости можно легко перегруппировать, убрав или добавив нужные модули сообразно с размерами вашей офисной площади.
Большим подспорьем для организации удобного и безопасного рабочего места являются различные мебельные аксессуары: осветительные приборы, подставки и навесные полки, приставные тумбы, высота и местоположение которых легко регулируются. Немаловажным условием эргономики считается эффективное использование офисных перегородок. Тот же модульный принцип, заложенный в их основу, дает новые возможности для разделения рабочих мест и повышения звукоизоляции, а значит, комфорта сотрудников.
На сегодняшний день офисная мебель многих российских производителей разрабатывается с учетом главных законов эргономики, причем дизайнеры обращают внимание не только на качество и дизайн своей продукции, но и, в первую очередь, на степень ее комфортабельности и соответствие всем европейским стандартам. Что особенно важно, производители этой мебели учитывают не только эргономику отдельного рабочего места, но и офисного пространства в целом: модели создаются с обязательным учетом функциональных обязанностей и специфики работы сотрудников самого разного профиля.
Оценив комфорт такой мебели, вы непременно согласитесь с мнением специалистов о том, что эргономичный офис является оправданным вложением средств. Судите сами — продуманная с точки зрения эргономики мебель повышает эффективность труда, обеспечивает здоровье сотрудников, активизирует их творческий процесс, порой даже помогает удержать ценных специалистов, наконец, просто способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе. А результат весьма внушительный — успех в бизнесе и процветание фирмы в будущем. Заложить основы этого будущего уже сейчас, проявив заботу о своих сотрудниках или нет ,- решать вам!