Мебель, как предметы быта для сидения, лежания и расположения вещей, сопутствовала человеческой жизни всегда – даже у неандертальцев были каменные стулья. Но в том смысле, в котором мы понимаем мебель теперь, она была изобретена в Египте, в период ранних династий (~XXX вв. до н. э.). Вполне полноценные ларцы, сундуки и табуреты, выполненные из местных пород дерева (черное, эвенговое и др.), а также из других материалов (тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа) с характерными декоративными включениями из бирюзы, малахита и слоновой кости. Позже, во времена «среднего царства», Египет стал производить стулья и кровати. Кстати говоря, стулья с современной конструкцией спинки появились гораздо позже, в египетских спинка выполнялась в виде независимого элемента со своей собственной точкой опоры.
Стилистические предпочтения египтян были космоцентричны, например, ножки стульев и кресел исполнялись в виде лап животного, а характерный дизайн одушетворял мебель практически полным отсутствием прямолинейных форм. Дерево растили, придавая ему нужный изгиб, в течение нескольких лет, для того чтобы потом изготовить из ствола ножку стула или ларца. Египетская мебель, несмотря на характерную жесткость и функциональность, в отличие от предшествующих ей изделий, обобщена легко читаемой художественной мыслью, поэтому именно Египет принято считать родоначальником мебельного искусства.
Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим. Государство совсем другого склада, империя-завоеватель, обитель роскоши и богатства – все эти тенденции не могли не отобразиться в искусстве, в том числе в мебельном. Взяв за основу изделия покоренного Египта, итальянские ремесленники поставили во главу угла не функциональность, а красоту и удобство, превращая обычные предметы быта в неподражаемые произведения искусства. Жажду украшательства удовлетворяли инкрустации из золота и драгоценных камней, позолота, теснение и целые элементы из мрамора и бронзы. Подражая итальянской мебели этой эпохи, европейские мастера поздних веков породили такие стилистические направления, как ренессанс и классицизм.
С приходом христианства в Европу, роскошь во всех ее проявлениях подверглась жестокой критике. Мебель, как и все остальные предметы быта, была беспощадно упрощена – аскетизм доходил до таких стадий, в которые теперь трудно поверить – например столы и стулья вполне приличных домов не содержали ножек, а были изготовлены из двух опорных досок, сообщенных соосной перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности. Великая инквизиция и бубонная чума были тяжким испытанием не только для мира людей, но и для мира искусства. Лишь после X-го века в обеспеченных домах Франции появились вестники новой эпохи – предметы, выполненные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой, да, вы правильно догадались, это – готика. Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф – до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро.
Новую эру мебели определила техника – изобретенная в XV веке «лесопильная мельница» и другие инструменты для обработки дерева, превратили мебельное дело из искусства в ремесло. С подъемом благосостояния европейских городов мебель, кроме всего, становится подвластна моде, появляется конкуренция между мебельными мастерскими и как ее продукт – постоянное совершенствование процесса производства и внешнего вида изделий. Традиции средневековой готики продолжает и преобразует новая эпоха – эпоха ренессанса. Это слово не даром переводится как «возрождение», именно тогда, во второй половине второго тысячелетия, человечество, взамен религии, выбрало путь науки. И эстафету мебельного новаторства вновь принимает Италия.
Итальянская мебель XV-XVII века порождена пропорцией – как в конструкции, так и в декоре. Широко применяется вошедшее в моду «золотое сечение» — соотношение сторон 1 к 1.68, определяющее гармонию природы (в музыке золотое сечение выражает «терцию», в дизайне – сообщенные цвета, в человеческом теле – пропорциональность форм). В эпоху возрождения золотое сечение применяется в расчете как каркасных, так и декоративных пропорций мебели. Последними, кстати говоря, не гнушались заниматься даже именитые художники, например перу Леонардо да Винчи принадлежит не одна гравировка предметов интерьера его патрона Людовико Сфорца.
Итальянская мебель этого времени – воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с античными мотивами (колоннами, фризами и т. д.). Для изготовления используются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева. Появляется мягкая мебель, различные кожаные обивки, тканевые вставки и т. п.
В XVII веке на смену ренессансу приходит вычурный стиль барокко. Несдерженность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого времени. Придворный мастер Андре-Шарль Буль и его мебельная фабрика являются венценосцами этого направления. Не даром барокко также называют стилем Буль. Франция этого времени была родоначальником всякой моды, и даже король неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. Барокко, например, считается стилем Людовика XIV, а «рококо» — стилем Людовика XV. В последнем, по сравнению с барокко, появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность – неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой. Основными материалами для изготовления служат липа и орех, легко поддающиеся тонкой резьбе.
Последовавший вслед за рококо классицизм (XVIII век), стиль Людовика XVI, внес во французскую вычурность элемент аскетизма – на смену напыщенности форм и отделок приходят сдержанность и натурализм. Впервые на первый план выставляется естественная текстура дерева, в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество. В качестве украшений используются мозаики, фарфор и металлические инкрустации, для обивки – специальные штучные ткани, с декоративной или сюжетной росписью. С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает античный оттенок. Для декора все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность, четко выраженный архитектурный профиль – возникает стиль «ампир». Материалы – красное дерево, дуб, отделка – бронза, тканевые вставки.
В XIX-XX веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Необыкновенную популярность приобретают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель теряет всякую вычурность, составляется из простых колоритных соотношений, в качестве обивок используются натуральные ткани ситец и репс. В 90-е годы XIX-го века появляется стиль «модерн», не имеющий строгих границ в дизайне или исполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения – вот основные черты стиля «модерн». Меняются и материалы – красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки – более дешевыми, но гигиеничными тканями.
А. Суриков