Несмотря на то, что число продовольственных рынков последние 15 лет неуклонно сокращается, традиция покупать продукты на них не исчезла. Более того, можно сказать, что их популярность возвращается. Возникает вопрос: сможет ли продовольственный рынок современного формата успешно соседствовать с профессиональным торговым центром или стать его полноценным якорным арендатором, заменив собой супермаркет? Попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.
Среди основных причин востребованности продовольственных рынков — все повышающееся внимание населения к здоровому образу жизни и правильному питанию. Еще одной причиной успеха «торговли с прилавка» можно считать нетипичный для супермаркета или гипермаркета элемент «шоу» и общения: необычная выкладка товара, его изобилие, яркое оформление прилавка, возможность попробовать продукты, поторговаться. В некоторых случаях на рынке покупателю могут даже приготовить выбранные продукты в его присутствии.
Современные продовольственные рынки, как правило, отличаются от рынков старого образца организацией бизнеса. Возможны следующие варианты. Управляющая компания торгового центра создает и управляет рынком собственными силами, площадь ТЦ, отведенная под рынок, полностью сдается в аренду компании, которая, в свою очередь, налаживает поиск, привлечение субарендаторов и подписание договоров, гибридная форма: часть площадей сдается в аренду, а часть находится под собственным управлением. Рынок донские зори, открытый недавно в Ростове-на-Дону, является ярким примером продовольственного рынка нового образца.
Однако при явных преимуществах присутствие продуктового рынка в торговом центре еще не стало широко распространенным явлением. Причина, скорее всего, в том, что концепция торгового центра с фермерским рынком вместо традиционного супермаркета оказывается менее привлекательной для потенциальных инвесторов, так как сопровождается более высокими рисками. Например, коммерческие условия для классического супермаркета более прозрачны, понятны и поддаются прогнозированию, а сроки действия договоров аренды с продавцами рынка весьма короткие (от суток), что делает арендный доход крайне неустойчивым. Наличие рынка может отпугнуть других потенциальных арендаторов, что негативно скажется на сроках сдачи в аренду проекта и может ослабить состав арендаторов, представленных в ТЦ. Все вместе это в итоге снизит инвестиционную привлекательность объекта.