Спутниковый мониторинг транспорта как путь повышения эффективности межрегиональных и международных грузоперевозок
Грузоперевозки часто называют кровеносной системой бизнеса: логистический комплекс в любой стране обеспечивает бесперебойные поставки грузов для всех отраслей и групп потребителей. В России отрасль грузоперевозок имеет ряд особенностей: большие расстояния, сложные климатические условия, недостаточное развитие дорожного хозяйства и инфраструктуры, значительные объемы грузов, перевозимых большегрузным автотранспортом.
Рынок набирает скорость
Грузоперевозки – чуткий барометр состояния экономики: одним из первых признаков экономического спада является сокращение объемов поставок и снижение спроса на услуги грузоперевозчиков. Послекризисное оживление логистического рынка началось в 2010 году, а в период с января по май 2011 года грузооборот транспорта в РФ увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 2,04 трлн. тонно-километров. В 2011 году около 2/3 всего объёма российских грузоперевозок выполнялись автотранспортом. Однако докризисный уровень еще не достигнут: раньше рост объемов грузоперевозок сдерживался общим экономическим спадом, сегодня его тормозят растущие цены на топливо.
Помехи на дорогах
Помимо высоких цен на ГСМ, традиционная проблема российских автокомпаний — хищения горюче-смазочных материалов. Ущерб от них может составлять до 40% всех затрат автопредприятия. Для дальних грузоперевозок эта проблема еще острее, чем для внутригородских: автомобили, находящиеся на удаленных трассах, сложно контролировать и пресекать хищения.
Проблем добавляет и криминальная обстановка: перевозимый груз и сами автомобили, из-за их высокой стоимости — «лакомый кусочек» для преступников. По законодательству, именно перевозчик несет ответственность за вред, причиненный грузу, жизни, здоровью или имуществу третьих лиц во время перевозки или экспедирования. Высокие риски бизнеса становятся причиной высоких страховых взносов.
Прибавим к этому значительный износ грузового автопарка, низкие объемы производства отечественных автомобилей и высокие ввозные пошлины на импортные грузовики. Вывод очевиден: отрасли дальних грузоперевозок необходимо искать возможности для повышения эффективности на пути инноваций – используя современные технологии, успешный опыт коллег по рынку и новые подходы к организации бизнеса.
Особенности дальних грузоперевозок
Проблемы межрегиональных и международных грузоперевозок во многом схожи. Это, прежде всего, длительные рейсы без стабильной связи с водителем: часть маршрута нередко проходит вне зон действия GSM-операторов. Нет достоверных данных о местонахождении водителя, автомобиля и грузов. Из-за этого возрастает риск неисполнения обязательств, хищения и потери грузов, отправители и получатели не могут быть уверенными в своевременной доставке.
Снизить остроту этих проблем позволяют современные технологии спутникового мониторинга: все чаще транспорт для межрегиональных и международных перевозок оснащается системами GPS-слежения. Их развитие напрямую связано с распространением и удешевлением мобильной связи. Сегодня уже трудно представить жизнь без мобильных телефонов, но такая же sim-карта, как в обычном «мобильнике», может быть использована и для контроля местонахождения автомобилей и грузов практически в любой точке мира.
Энергонезависимая память ГЛОНАСС/GPS-приборов обеспечивает контроль маршрутов, стоянок, заправок и сливов топлива даже вне зоны покрытия GSM-сетей;
Сам факт оснащения автотранспорта системой спутникового мониторинга значительно повышает доверие заказчиков к компании, предоставляющей услуги междугородних и международных перевозок, а иногда даже является обязательным условием для сотрудничества;
Мониторинг автомобилей, оснащенных системой GPS-слежения, можно вести в режиме реального времени – через обычный интернет-сайт;
Контроль расхода, заправок и сливов топлива осуществляется с высокой точностью даже при использовании штатных автомобильных датчиков топлива: ведь основной расход происходит при длительном движении с равномерной скоростью. Современные системы позволяют учитывать особенность эксплуатации любых видов большегрузного автотранспорта – например, двухбаковых автомобилей Freightliner;
Оптимизируются расходы на сотовую связь. Энергонезависимая память модулей спутникового мониторинга позволяет обойтись без дорогостоящего международного роуминга: в ней сохраняется до 160 тысяч записей, это 2-3 месяца непрерывной работы автомобиля в автономном режиме. Как только автомобиль оказывается в зоне действия GSM оператора, ГЛОНАСС/GPS модуль мониторинга передает всю историю на сервер системы (средняя скорость — 500 записей в минуту).
Модуль ГЛОНАСС/GPS мониторинга можно настроить (в том числе и удаленно) на работу в международном роуминге в «импульсном» режиме: например, чтобы он выходил на связь каждые 3 часа. Для немедленного запроса текущего местоположения диспетчер всегда может отправить SMS-команду на ГЛОНАСС/GPS модуль. Так даже без использования роуминга можно получать информацию о маршруте, пробеге, стоянках и расходе топлива после рейса.
Экзотика или реальная польза?
Преимущества систем спутникового мониторинга уже оценили многие участники рынка дальних грузоперевозок. Груз и транспорт, которым его перевозят, всегда под контролем: в режиме реального времени можно получить отчеты о местонахождении и соблюдении маршрута, скоростном режиме, остановках, заправках. Защищен и водитель – в случае нападения или поломки автомобиля он может воспользоваться «тревожной кнопкой»: ее сигнал будет принят системой спутникового мониторинга, место происшествия точно установлено, а диспетчер может, например, удаленно заблокировать двигатель автомобиля или связаться с водителем по голосовой связи.
Всеми перечисленными возможностями обладает Система СКАУТ – одна из ведущих российских разработок в области GPS-мониторинга автотранспорта и спецтехники. Система СКАУТ создавалась как инструмент контроля и учета одного из ключевых параметров эффективности работы транспорта – расхода топлива, что отражено и в ее названии: «Система Контроля Автотранспорта и Учета Топлива». Однако за экономией топлива идут и другие преимущества: сокращение потерь грузов, повышение уровня обслуживания клиентов за счет соблюдения сроков и графиков поставок, снижение реального пробега, уменьшение износа и затрат на ремонт.
По мнению директора московской компании «ПГС-Транс» Н.Жарова, «С внедрением системы мониторинга транспорта повысилась эффективность использования автотехники за счет точного контроля ее местоположения и отработанных часов, перевезенных грузов, пробега и расхода топлива. Повысилась дисциплина водителей, прекратились сливы топлива, мы сократили расходы на ГСМ минимум на 25%». Так создается стратегическое преимущество перевозчика – доверие к нему и со стороны клиентов, и со стороны партнеров, страховых компаний, безупречная репутация.