Классическое витражное искусство, которое в последнее время вновь переживает подъем, базируется на основных принципах построения/изготовления, которые за истекшие столетия не претерпели существенных изменений.
Мы поможем вам приоткрыть завесу тайны создания этих удивительных по своей красоте декоративных элементов.
Классический наборный витраж состоит из двух основных элементов: цветных стекол и скрепляющего их каркаса.
Стекло
Глядя на замысловатые переплеты витражей, играющие всеми цветами радуги, мы ясно понимаем, что, оказывается, стекло бывает не только оконным: гладким и прозрачным, с заметным зеленым отливом при взгляде на торец. Палитра цветов, фактур и эффектов стекол для изготовления витражей очень широка.
Сегодня рынок предлагает как отечественное стекло, так и зарубежные аналоги, которые отличаются между собой по широте палитры, качеству и, конечно, цене.
Российское стекло, при высоком качестве и низкой цене, обладает главным существенным недостатком: относительно узкой цветовой гаммой и вариантами фактур, и используется больше для изготовления фрагментов витражей по технике спекания – фьюзинга.
Основой для производства качественных и, поистине, уникальных витражей служат специальные витражные стекла американского производства. Это и неслучайно, ведь Америку можно назвать новой, второй родиной витражей.
Относительно высокая стоимость силикатного сульфидного стекла американского производства с лихвой компенсируется главной целью любого декоративного витража – его красотой, уникальностью и неповторимостью. Именно американские стекла предлагают широчайший выбор цветов и фактур, в том числе и, так называемых, опаловых. Витражные мастера всего мира используют при создании своих работ именно американское стекло. Даже известные итальянские производители, имеющие собственное стекольное производство, зачастую прибегают именно к заокеанским цветным вставкам.
Российский рынок также предлагает некоторых европейских производителей стекол (Германия, Италия), а также стекло китайских стеклодувов, но качество последних пока еще не дотягивает до признанных лидеров рынка.
Каркас
Скрепляющие стекла каркасы можно разделить на два основных типа: протяжку-переплет и паянный каркас, изготовленный по технике Тиффани.
Переплет представляет собой специальный металлический профиль н-образного профиля, в пазы которого и вставляются и зажимаются стеклянные элементы, образуя единую мозаичную картину. Именно такой вид переплета принято считать классическим, так как именно такая витражная техника использовалась средневековыми мастерами для изготовления известных на весь мир готических соборов по всей Европе.
Стандартной классической считается свинцовая протяжка, хотя сегодня, в зависимости от поставленной художественной задачи, для изготовления каркаса применяются и другие металлы и сплавы: латунь, медь, бронза, мельхиор.
Сложность самой конструкции и монтажа такого каркаса подсказывает для воплощения конечного изделия не перегруженные деталями, геометрические рисунки и орнаменты. Любое усложнение композиции может значительно увеличить конечную стоимость художественного изделия.
Стоит также понимать, что толщина металлического переплета в случае использования маленьких фрагментов может свести на нет изначальную художественную задумку – более массивные переборки каркаса будут «забивать» сам мозаичный рисунок.
Техника, придуманная во второй половине XIX-го века Льюисом Тиффани, лишена громоздкости и сложности монтажа н-образного переплета. Данная техника предлагает вместо протяжки использование специальной тонкой металлической ленты, которая оборачивает торцы стеклянных деталей, образуя вокруг стекла букву «п», тем самым, заменяя собой готовый н-профиль. Мастеру остается лишь спаять отдельные, обернутые в медную фольгу стекла между собой.
Толщина таких швов значительно меньше, ажурней классической протяжки, что раскрывает, поистине, безграничные возможности для реализации новых художественных идей в витражном искусстве. Ведь теперь витраж может использовать в своем арсенале сколь угодно малые детали, что только добавляет конечному изделию выразительности и глубины.
В своих опытах со стеклом и новым способом пайки американец Льюис Тиффани достиг таких вершин, что и сегодня, спустя 100 с лишним лет его витражи считаются эталоном возрожденного витражного искусства.
Художественная мастерская «Мастер-Мозаик» предлагает своим клиентам классические витражи, изготовленные по технике Тиффани, с использованием самого качественного американского витражного стекла.
© Художественная мастерская «Мастер-Мозаик»