Часть первая.
Бывают случаи, которые совсем не редки, когда владельцы участков сами решаются вести строительство своего дома, полагая, что под их хозяйским оком целее будут материалы и качественнее работа. В надежде съэкономить, они нанимают бригады странствующих рабочих из ближнего зарубежья. Рабочие обычно поселяются на объекте, обслуживая параллельно, когда нет хозяев, и близлежащие участки, используя зачастую их материал, исчезновение которого проследить сами хозяева не могут. А рабочие обычно завышают необходимое количество материала, зато после окончания работ ничего не остается. Не говоря ещё о качестве работ.
После каждого явно видимого и уже трудно исправимого дефекта в работе такой бригады, происходит скандал и бригада увольняется. На её смену приходит другая, прораб которой умудряется тронуть раненное сердце владельцев своими сладкозвучными обещаниями снова заронить луч надежды в их сознании. Далее история продолжается в том же ключе.
В итоге карман владельцев страдает намного больше, чем, если бы они сразу заключили договор со строительной фирмой. Ведь тогда составляется смета, где оговорены цены на работы, количество материалов, этапы и сроки выполнения работ. Смета основывается на объемной ведомости материалов по данному проекту, просчитанной по определенным установленным нормам и правилам, которую всегда можно проверить у независимого эксперта. И, конечно, фирма гарантирует качество, так как любая фирма дорожит своей репутацией. Но, как бы ни была замечательна строительная фирма, которой доверяется строительство дома, для профессионального контроля со стороны заказчика необходимо иметь связующее звено — архитектора, осуществляющего архитектурный надзор, если проект был выбран из каталога, или авторский архитектурный надзор, что ещё лучше, если проект заказывался у частного архитектора, автора проекта.
Потому что в процессе строительства у заказчика могут возникать пожелания что-то изменить или добавить, а также разработка интерьера, который в лучшем случае делается до начала строительства или параллельно с ним, может потребовать каких либо изменений и дополнений в конструкциях здания, которые повлияют и на общую архитектуру дома. Архитектор поможет заказчику не растеряться при согласовании материалов отделки интерьера и выборе мебели, зачастую предотвратив безвкусицу и неоправданный практицизм, и убедит в том, что у соседа не всегда стоит брать пример.
Часть 2.
Объект, о котором пойдет речь, предстал перед архитектором именно после такого строительства хозспособом, описанного выше: фасад дома, сложенный из разного кирпича и по цвету и по размеру, стены комнат не ровные, углы не прямые, крыльцо не симметричное, не говоря ещё о других видимых и невидимых сразу дефектах. Владельцы же уже было смирились с неприглядным видом своего дома и со вздохом «Ну что ж теперь поделаешь ?» собирались с этим жить. Но, узнав, что много затрат для изменения внешнего вида их жилья не потребуется, с радостью согласились на модернизацию. Реконструкция (модернизация или косметический ремонт) фасадов этого дома включила в себя устройство навеса над крыльцом, оштукатуривание и покраску крыльца, которое было выложено тем же некачественным лицевым кирпичом, начинающим уже терять свою декоративную поверхность, покраску кирпичных стен современными фасадными красками, облицовку цоколя природным камнем и устройство каменной отмостки, а также одновременно с этим устранение множество дефектов. И была совсем недорогой по сравнению с тем эффектом, какой она произвела.
Навес представляет собой легкую конструкцию из металлических труб прямоугольного сечения, покрытую листами плоского сплошного поликарбоната бронзового цвета. Этот материал, наилучшим образом пропускающий свет, как нельзя лучше подошел для навеса, так как с его использованием были достигнуты желаемые результаты обеспечения защиты от атмосферных осадков, освещенности в дневное время, прозрачности, а также прочности покрытия.
Сплошной поликарбонат толщиной 10 мм, использованный в данном случае, обладает высочайшими показателями ударопрочности, сохраняющимися и при низких и при высоких температурах. Особенно он необходим в случае употребления его в монтаже навеса над входом в здание — месте возможного падения с крыши сосулек или накопившего снега (а если не будет сделан кабельный обогрев кровли — тем более) или сорвавшейся от ветра ветки дерева, что вполне вероятно, так как на участке, расположенном на краю леса, растет десяток высоких дубов. Материал имеет защитный слой от вредных ультрафиолетовых лучей и очень долговечен.
Камень-плитняк для цоколя и отмосток был выбран серо-коричневой гаммы. После окончания малярных и каменных работ все поверхности (кирпичной кладки, штукатурные и каменные) были флюатированы, т.е. покрыты водоотталкивающей пропиткой на водной основе, которая увеличивает морозостойкость материалов от 2 до 6 раз, прочность на 25 %, срок службы, а также декоративные свойства, придающие материалу более яркий, мокрый вид.
Система водостоков была устроена таким образом, чтобы не испортить архитектуру, а лишь функционально дополнить её. Соединенная с дренажной системой через дождеприемные короба с решетками и фильтрами от попадания мусора, вмонтированных в отмостку и мощение перед крыльцом, обеспечили быстрое и незаметное отведение дождевых и поверхностных вод. Дренажная система участка, раньше постоянно затоплявшегося вешними водами, что часто происходит в прилесной зоне, была спроектирована вначале ландшафтной планировки и учитывала все предполагаемые строения и элементы ландшафта, сразу заработала как часы и решила эти проблемы.
Часть 3.
Прошло уже три зимы после окончания работ по модернизации фасадов этого дома. Стены дома такие же яркие, как будто их только вчера покрасили. Каменные цоколь и отмостка надежно защищают полуподвальный этаж и фундаменты дома от влаги. Водоотвод паводковых и ливневых вод полностью обеспечен. Навес не собирает большие количества снега зимой, который просто скатывается или сдувается ветром.
Находясь под прозрачным навесом на крыльце, ощущаешь приятную защищенность и в то же время слияние с природой, так как через просвечивающиеся грани видны кроны деревьев, небо и не слепящее глаза солнце, а весной радуешься первым дождям, необыкновенными игривыми ручейками стекающими над головой по наружней поверхности навеса и создающими прекрасное настроение. Можно будет часами спокойно находиться на этом высоком крыльце, слушая волнующее пение лесных птиц и разглядывая находящуюся внизу альпийскую горку и ландшафт участка, о котором мы поговорим отдельно.
Магистр архитектуры Ретамосо М.
Фирма «Рохас-сад»