Что ждет саморегулируемые организации в строительстве в 2009 году?

0
209

Содержание

Замена одного документа на другой является частью государственной реформы и введения в строительную отрасль саморегулируемых организаций (СРО). Такие организации уже созданы у арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков, рекламщиков и других специалистов своего дела. Опыт применения СРО в других странах показывает, что они могут частично заменить собой госструктуры и «подхлестнуть» процесс формирования полноценного гражданского общества. Суть идеи состоит в том, что негосударственные некоммерческие организации наделяются властными полномочиями и становятся активными участниками регулирования рыночных процессов.

Юридическая справка: Саморегулируемыми организациями (СРО) по закону признаются некоммерческие организации, которые основаны на членстве и объединяют субъектов предпринимательской деятельности, ориентируясь на единство отрасли или рынка либо определенный вид профессиональной деятельности.

Теоретически без их ведома в самом ближайшем будущем ни один предприниматель или организация не смогут реализовать ни один проект. Поэтому тех, кого непосредственно касается это нововведение, не в последнюю очередь интересует – а зачем все это?

«САМИ С УСАМИ!»

Как утверждают законоведы, выгода состоит в том, что государство освобождает участников рынка от бюрократических процедур и неоправданно жесткого контроля со стороны надзорных органов власти. Наша «коридорно-кабинетная» система лицензирования, применявшаяся до сих пор в строительстве, давно уже вызывала немало нареканий со стороны всех, кому повезло с ней столкнуться. В массовом сознании этот процесс неизбежно связывается с мытарствами получения экспертных заключений, оформления всевозможных удостоверений, найма большого количества специалистов различных специальностей…то есть с бумажной волокитой и финансовыми затратами на всех стадиях получения заветной «индульгенции». Теперь же коммерческому сектору предоставляется реальная возможность самому устанавливать правила контроля за строительной деятельностью на той или иной территории.

Свидетельство о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства – вот документ, на основании которого с 1 января 2009 года предприниматель или организация вправе осуществлять проектировочные, изыскательские и строительные работы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Быстрый способ получения допуска Саморегулируемой организации

И несмотря на то, что свидетельство о допуске фактически заменяет собой соответствующую лицензию, государство предусмотрело ряд особенностей его получения, которые должны в несколько раз облегчить бремя строительных организаций.

Так, свидетельство о допуске можно получить только у СРО, в которой вы состоите. При этом СРО вправе выдавать свидетельства о допуске только к тем работам, которые отнесены к её компетенции.

Юридическая справка: Федеральное законодательство установило три вида СРО в строительстве: инженерные изыскания; подготовка проектной документации; строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений.

Иными словами, будучи членом СРО, вам не нужно каждый раз доказывать, что вы можете качественно выполнять свою работу. Государство определяет, что при вступлении в СРО нужно единожды подать в том числе те документы, которые необходимы для получении этого свидетельства. Получается, что после вступления в ряды членов СРО вам просто нельзя будет отказать в получении этого документа!

Поэтому далее возникает законное недоумение – а действительно ли такая система повысит итоговое качество строительства? Чем же ограничены СРО от недобросовестных участников?

Согласно закону, установлено минимальных требований для получения допуска три.

Первое из них – наличие работников, имеющих профильное высшее или среднее образование. При этом не менее трех работников с высшим образованием должны иметь стаж от 3 лет, либо не менее 5 работников со средним образованием – стаж от 5 лет.

Второе требование – если вы индивидуальный предприниматель, то и у вас должно быть профильное высшее или среднее профессиональное образование для выполнения работ, которые могут выполняться вами самостоятельно. Плюс к этому – опыт работы не менее 5 лет.

И наконец, не реже чем раз в пять лет необходимо повышать свою квалификацию и квалификацию своих работников.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Разоблачение мифов о СРО

В то же время СРО может установить дополнительные требования – либо о наличии имущества, необходимого для выполнения проектировочных, изыскательских и строительных работ, либо о достижении положительных результатов проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, их работников, сотрудников организаций.

Сама выдача свидетельства абсолютно бесплатна – это прямо указано в Градостроительном кодексе РФ. У члена СРО не может быть двух и более свидетельств о допуске к одному и тому же виду работ.

Срок и территория действия свидетельства законом не ограничены. В тоже время его действие может быть приостановлено (не более, чем на 60 дней) или прекращено в качестве меры дисциплинарной ответственности, по решению суда либо в связи с прекращением членства в СРО.

По закону форма такого свидетельства устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором), однако пока такая форма не утверждена, а до этого СРО сама ее разрабатывает и утверждает. Когда Ростехнадзор форму все же утвердит, ранее полученные свидетельства менять на новые уже не надо.

С РОБКИМ ОПТИМИЗМОМ

В заключение хотелось бы отметить, что на саморегулирование в сфере строительства возлагают большие надежды и государство, и частный сектор. Разработка и установление своих стандартов и правил ведения работ по проектированию, изысканию и строительству, а также самостоятельный контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил – звучит заманчиво. С другой стороны, реформа несет в себе риски, спрогнозировать которые сейчас невозможно. СРО в строительстве – проект еще неапробированный, неизвестный, возможно, содержащий в себе «подводные камни» – например, злоупотребления властью и жажду наживы работников СРО. Насколько оправданным окажется отстранение государства от принятия решения о том, кому быть на рынке строительных услуг, а кому – нет, покажет только время и практика.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь