Объем российского рынка водонагревателей в 2005 году, по предварительным оценкам (точные появятся только в 2006 году), должен превысить 102 млн. евро. В 2004 году озвучивались различные данные: рынок оценивался в 93.5-100 млн. евро (в 2002 г. — 78,3 млн. евро), а объемы продаж в 1.3 млн. штук. Росту спроса благоприятствовали несколько причин:
* улучшающееся состояние экономики со средним ростом ВВП в 5-6%;
* растущая покупательская способность населения;
* замена устаревшего оборудования на новое (например в многочисленных хрущевках), причем эта инициатива в некоторых регионах России поддержана правительством (особенно в Москве) ;
* ухудшающееся состояние районных теплосетей (частые отключения горячей воды провоцируют покупку водонагревателя);
* обширная сеть трубопроводов, а также низкие цены на природный газ;
* наличие на рынке недорогих накопительных водонагревателей из Италии и газовых проточных водонагревателей отечественного производства;
* увеличение продаж в регионах.
Одной из главных особенностей российского рынка является наличие большого количества проточных газовых водонагревателей. Так в 1998 году почти половина всех водонагревателей в России относилась к этому типу. С течением времени эта доля постепенно снижалась и по итогам 2004 года составила ~ 35%. По итогам 2005 года доля накопительных электрических нагревателей может еще более увеличиться.
Примерно треть водонагревателей применяется для первичной установки по собственной инициативе потребителей. Остальной объем продаж распределяется между заменой вышедших из строя приборов и первичной установкой в новостройках.
Электрические накопительные нагреватели, в большинстве своем, приобретаются самими потребителями для первичной установки в обычных домах, а также в некоторых новых частных домах. Причина тому проста — это практически единственный возможный вариант: для установи газовых приборов требуется специальное разрешение и проект, а проточные электрические имеют слишком высокую потребляемую мощность, что не соответствует напряжению в бытовых электрических сетях.
Газовые водонагреватели, как правило, идут на замену устаревших и первичную установку в новостройках. Рынок замены, как считают специалисты, имеет в России огромные перспективы, поскольку большинство водонагревателей (главным образом установленные в советское время проточные газовые приборы) уже выработали положенный им срок эксплуатации. Однако, бурного его роста в ближайшем будущем не предвидится, если не случится вмешательства государства в виде программы по замене старых, отслуживших свое, водонагревателей на новые. Пока количество продаваемых газовых приборов чуть больше 400 тысяч в год с минимальным приростом. Отметим, что среди предлагаемых нагревателей рассматриваемого типа более 75% российского производства. В остальных мегментам преимущество остается за импортной продукцией.
Электрические проточные устанавливаются в новых коттеджных поселках или домах с увеличенным напряжением в сети (обычно, это специальные проект, в такие дома не проводится газ: используются только электрические приборы).
По оценке большинства специалистов, в ближайшие несколько лет рост рынка водонагревателей продолжится и, даже, удвоится к 2008 году.
Если рассматривать перспективы рынка по типам водонагревателей, то, по мнению специалистов, они следующие:
* размер рынка накопительных электрических приборов к 2007 г. достигнет 1 млн шт., во многом расширению этого сегмента должно поспособствовать открытие завода MTS около Санкт-Петербурга мощностью 500 тыс. шт. в год;
* сегмент проточных газовых водонагревателей будет расти более умеренными темпами, часть этого рынка займут завоевывающие популярность комбинированные котлы, особенно после того, как новые СНИПы разрешили тепловые преобразования в квартирах многоэтажных зданий;
* рынок проточных электрических водонагревателей продолжит расти из-за преобладания дешевых импортных изделий и поставок от новых российских производителей;
* сегмент накопительных газовых приборов будет расти медленными темпами из-за более высоких цен.
На российском рынке представлено более 30 производителей накопительных водонагревателей и более 20 проточных. И если газовые водонагреватели продаются, в основном, российского производства, то среди электрических доминирует импорт. Импортные поставки осуществляются, в основном, из Европы.
В России водонагреватели продаются на рынках (обычно проточные газовые и электрические — российские и дешевые импортные, иногда без торговой марки), в магазинах бытовой техники и в специализированных магазинах.
В магазинах бытовой техники, обычно, представлена продукция 3-5 производителей, среднего и низкого ценового диапазона, дорогостоящие элитные модели предлагаются редко.
Специализированные магазины, наряду с водонагревателями, продают обогреватели, камины, увлажнители, осушители и очистители воздуха, кондиционеры и сплит-системы, теплые полы. Такие продавцы предлагают продукцию от 3 до 10 производителей.
Большая часть компаний старается держать в ассортименте все типы водонагревателей. Магазины бытовой или климатической техники, для которых нагреватели — не основной продукт, предлагают, как правило, электрические накопительные и, реже, несколько моделей проточных.
К самым «предлагаемым» брендам можно отнести: Ariston (Италия), AEG (Германия), Stiebel Eltron (Германия), Electrolux (Швеция), Thermex (Италия).
Рынок водонагревателей обладает сезонностью: большая часть продаж приходится на весну и лето, а осенью и зимой наблюдается небольшое снижение активности покупателей.
статья предоставлена сайтом http://articles.stroybm.ru