Новые требования для ремонтов школ

0
1849

Котлукова Светлана, пресс-служба компании «Астарта престиж»

Начался новый учебный год, и в школах завершились ремонтные работы. Самое время подводить итоги и готовиться к очередному этапу ремонтно-строительных работ, ведь с 1 сентября 2011 года в силу вступило новое Постановление о санитарных требованиях учебных заведений.

Новый СанПиН для школ

Говоря об оформлении школ, прежде всего, необходимо делать акцент на санитарные нормы и правила, в соответствии с которыми должны быть обустроены помещения. Основным документом сегодня является Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вступивший в силу в день начала нового учебного года.

Новые правила распространяются на проектируемые и реконструируемые здания, и регламентируют учебную нагрузку, количество детей в классе, размеры школьной мебели, температуру и освещенность, определяют требования к территории образовательного учреждения.

Например, Роспотребнадзор рекомендует размещать учебные помещения для первоклассников не выше второго этажа, а для 2 — 4 классов – не выше третьего. При этом в первом классе должно быть не более 25 детей, а для компенсирующего обучения – не более 20 детей.

Однако не все требования, отраженные в законе, можно считать удобными и быстро воплощаемыми в жизнь. Если добиться соблюдения цветовой гаммы потолков, дверей и окон достаточно просто, то решить вопрос обязательного тихого часа для первоклашек уже сложнее. Согласно Постановлению, продленка предусматривает обязательный тихий час, а это значит, что в школах должны появиться спальные комнаты, раздельные для мальчиков и девочек и оборудованные подростковыми кроватями. Проблема в том, что во многих школах нет достаточных помещений для дневного сна детей.

Однако среди новых правил есть и те, которые назрели уже давно. К примеру, новые СанПиНы ориентируются на современную компьютерную технику, и с их принятием существенно упростится оформление учебных кабинетов.

Как бы ни менялся закон, основные школьные постулаты все равно останутся незыблемы: здоровье, развитие ребенка и его безопасность. Давайте разбираться в них детально.

Безопасность

Как уже отмечалось, в детских учебных заведениях, прежде всего, важна безопасность. И речь здесь идет не только о требованиях, отраженных в Федеральном законе «О техническом регулировании», включающем в себя пожарную, электрическую, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием. Но и не менее важную безопасность путем создания единой информационной среды: установки системы видеонаблюдения внутри объекта и на прилегающей территории, системы охранной сигнализации, громкую связь. Как замечает Евгения Бирюкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Московской международной гимназии, в современных школах особо важен вопрос оформления входных групп: «Кроме того, что они должны быть удобными, теплыми, безопасными, оборудованными пандусами для детей-инвалидов и разноуровневыми перилами, они должны обеспечивать функциональные рабочие места представителям частных охранных предприятий».

Говоря о практической безопасности детей, важно учитывать любые мелочи, с которыми они могут столкнуться в процессе обучения. По наблюдениям Виктории Егоровой, преподавателя немецкого языка ГОУ СОШ № 1246, из поля зрения детей необходимо убрать все то, что может причинить им вред: закрыть декоративными панелями радиаторы отопления, убрать электрические провода в короба, розетки поднять на высоту не менее полутора метров и снабдить заглушками.

Пожаробезопасность

Говоря о соблюдении противопожарных норм в школах, в первую очередь стоит обратиться к требованиям пожарной безопасности СНиП 21-01-97. Согласно этому документу, отделочные материалы разделяются на группы в зависимости от их горючести, каждая из которых применяется в различных помещениях зданий. Кроме того, убедиться в пожарной безопасности можно, запросив соответствующий сертификат у производителя или продавца.

«Двери на лестничные клетки обязательно противопожарные и открываются при задымлении автоматически, а каждое помещение оборудовано системами автоматического пожаротушения», – проводит экскурсию по школе Ирина Матвеева, директор школы № 367.

Экологичность

В соответствии с СанПиН, все материалы, используемые при отделке, должны отвечать гигиеническим требованиям. Это значит, что, линолеум или гипсокартон не должны выделять в воздух химические вещества, а пластиковые окна – пожелтеть или деформироваться.

Поэтому производителя предоставляют гигиенический сертификат по первому требованию. Пример применения эко-материалов приводит Ирина Матвеева: «Эталоном эко-интерьера у нас является актовый зал. Ученики зачастую имеют аллергические реакции на пыльцу, пыль, краску, испарения от материалов, поэтому все материалы абсолютно безопасны, не источают испарений и не собирают пыль. В качестве оформления стен используется неопасная водоэмульсионная краска, сцена зала оформлена с помощью камня, не выделяющего запахов при повышении температуры, в отделке используется натуральное дерево. Полы выполнены с помощью покрытия Tarkett, на котором не остается царапин, следов от мебели. Он обладает высокой стойкостью к нагрузкам, влагостойкий и легко моется».

Долговечность

К сожалению, вопрос долговечности всегда актуален в учебных заведениях. Так согласно нормам, ученический стол должен служить не менее десяти лет, стул – не менее пяти, а шкафы для размещения пособий – не менее 20 лет. Для того чтобы продлить срок эксплуатации мебели используются качественные материалы: специальные лаки и краски для покрытия и ламинированный ДСП. Усиливают долговечность металлические каркасы школьной мебели.

Особо вопрос долговечности встает при постоянном ремонте санитарных помещений, поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Сантехнические кабинки делают, обычно, закрытыми, используя сантехнические перегородки или стационарные конструкции из влагостойкого ДСП. Они быстры в сборке, функциональны, долговечны, легко моются и не подвергаются воздействию тепла и влаги.

Удобство

Учебные учреждения не располагают большим запасом времени на ремонт – его ограничивают каникулы. Поэтому важным преимуществом современных решений является скорость их монтажа. Например, классический способ возведения стены, предполагающий кирпичную кладку, оштукатуривание и покраска займет больше недели. В то же время монтаж каркасных перегородок на основе алюминиевого профиля выполняется за один день, а вид их отделки можно выбрать заранее.

По словам генерального директора компании «Астарта престиж», производителя систем перегородок, Александра Бандуркина, особой популярностью в школах пользуются глухие и прозрачные стационарные перегородки: «Благодаря широкой линейке материалов заполнения, цвет перегородок можно подобрать под абсолютно любой интерьер. А перегородки со стеклянным заполнением позволяют визуально расширить школьные классы, повышая уровень освещенности. При этом все перегородки имеют гигиенические сертификаты соответствия, подтверждающие их абсолютную безопасность применения в учебных заведениях. А стеклянные перегородки выполняются только из прочного закаленного стекла, которое, даже если разобьется, не причинит вреда детям».

Удобство максимального использования стекла в школах подтверждает и Евгения Бирюкова: «Для современной школы важны стеклянные двери. Например, когда идет урок, администратору частенько необходимо сказать пару слов учителю, отвлекая при этом весь класс. Прозрачные двери позволяют обратить внимание учителя, проверить посещаемость, провести по школе делегации, не мешая уроку».

Информационные технологии в образовании

Повсеместная информатизация все активнее внедряется в учебный процесс, однако, по мнению специалистов, в новом СанПиН применению новых технологий уделено недостаточное внимание: «Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости».

Сегодня перед российской системой образования стоит задача комплексной информатизации образовательного процесса, включающего в себя обновление и расширение технической оснащенности школы, внедрение информационных технологий в организацию управления, усовершенствование внеклассной и внешкольной работы. Передовиком в вопросах применения новинок можно считать 367 школу. По словам Ирины Матвеевой, современное образование сегодня немыслимо без информационных технологий. «С этой целью в нашей школе создан специальный конференц-зал, выполняющий задачи обучения детей и педагогов информационно-компьютерным технологиям, а также виртуальное обучение. Цифровые панели обеспечивают проведение скайп-уроков или консультаций, открытых семинаров, конференций. Школа оборудована сенсорными панелями, где транслируется расписание уроков, новости и объявления, возможен выход в интернет, а каждый кабинет оснащен интерактивными досками и проекторами», — говорит директор.

Детский дизайн

Говоря об архитектурном проекте современного учебного заведения, необходимо отметить, что здесь зачастую важна работа профессионального дизайнера. Многие западные школы уже давно ушли от привычных интерьеров, превращая здания в волшебный мир, где можно покататься с мягких горок, отдохнуть в креслах, залезть в таинственный грот, полежать на замысловатых подиумах, разглядывая свое отражение в зеркальном потолке.

Здесь важна максимальная открытость и естественность помещения, где через высокие окна удобно наблюдать и познавать окружающий мир, специальные зеленые платформы с круглыми, красными отверстиями словно созданы для эмоциональных обсуждений заданий, а большие обитые материей трубы позволяют уютно устроиться с хорошей книгой или просто помечтать в одиночестве.

В основе создания школьных проектов должна лежать идея того, что дети не похожи друг на друга, каждый из них индивид со своими идеями и фантазиями. Для этого можно оформить помещение в разных дизайн-концепциях, одна из которых, например, делает ставку на динамику и развитие, а другая – на уют и покой.

В старших упор делается на адаптацию подростков к взрослой жизни. Здесь применяются залы для громких групповых обсуждений, совместной работе, творческого сотрудничества.

Оригинальность школьных дизайн-проектов основывается на том, чтобы акцент был сделан не только на методологию преподавания, но и на внешние окружение школьников с целью эффективного обучения и творческого развития личности.

Таким образом, новые требования по оформлению учебных заведений, направленные на сохранение здоровья, развитие ребенка и его безопасность, могут существенно повысить затраты на строительство и оснащение школ. Однако, по словам самих педагогов, отказываться от СанПиН нельзя – у государства должны сохраняться рычаги для защиты детского здоровья и обеспечения его безопасности.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Рулонные битумно-полимерные материалы и их характеристика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь